«Путевые заметки» 1835 года Фадзея Булгарына як крыніца па гісторыі горада Магілёва

 

Фадзей Булгарын звычайна прыцягвае ўвагу даследчыкаў найперш як літаратар і публіцыст. Але ў яго творчай спадчыне ёсць надзвычай цікавы тэкст прысвечаны ў тым ліку і гісторыі нашага горада — «Путевые заметки на поездке из Дерпта в Белоруссию и обратно весною 1835 года». Вельмі цікавыя назіранні Ф. Булгарына за гарадскімі асяродкамі Усходняй Беларусі — Віцебскай і Магілёўскай губерняў. Неабходна адзначыць, што агульны тон апавядання Ф. Булгарына зусім не суцяшальны і далёка не кампліментарны для большасці гарадоў і мястэчак гэтых рэгіёнаў. Аўтар мастацкімі сродкамі падкрэслівае кантраст паміж маляўнічай прыродай краю ды занядбалымі гарадскімі паселішчамі:
«Посреди самой роскошной природы, между красными холмами, на берегах великолепных рек, в пышной зелени видны какие-то черные пятна. Это Белорусские города и села! Вся разница между деревней и так называемым местечком состоит в том, что в сем последнем хижины крыты не соломой, а деревом, по большей части неструганым, а просто щепленым, что в местечке есть великолепный католический костел или монастырь, несколько огромных корчем и что здесь толпы оборванных жидов месят грязь другого разбора, нежели в деревнях»[1, с. 194-195].
Праўда, для Ф. Булгарына існуюць і пазітыўныя выключэнні з гэтага сумнага правіла:
«Между этими черными пятнами светлеют два прекрасные города: Витебск и , и два местечка, похожие на города: Полоцк и Мстиславлъ. В губернских городах порядок, чистота, вид довольства и, что всего приятнее, много образованности»[1, с. 195].
Знешні выгляд Магілёва, чысціня яго вуліц, добраўпарадкаванне, дамы, велічныя храмы — ўсё прыводзіла ў захапленне падарожніка:
«Могилев. Что за прелесть этот город! Он лежит на крутом берегу Днепра, утопая в зелени садов. Улицы чисты, вымощены, не исключая одной улицы, где лавки и площади, где присутственные места, каменных домов почти нет в городе. Из частных каменных домов здесь нет таких больших и красивых, как в Витебске. Здесь всего 86 каменных зданий. Деревянных домов до 1900, но прдеместья, или лучше сказать, слободы, едва ли не обширнее самого города, который весьма невелик и состоит из двух главных, нескольких поперечных улиц и двух площадей. Одна из них превращена в публичное гульбище. Вокруг нее устроен бульвар, обсаженный прелестными тополями, а в середине английский садик. Деревянные домики все выкрашены и содержатся опрятно.
В Могилеве семнадцать каменных и одиннадцать деревянных церквей. Все каменные церкви, православные и католические, прекрасны, а некоторые великолепны. Здесь есть гимназия, уездное училище, семинария с подведомственным ей училищем. Жителей обоего пола здесь около 15850 душ. Учащихся в духовных училищах 505, в светских 554 человека» [1, с. 214].
Ф. Булгарын адзначаў, што магілёўскі клімат быў надзвычай спрыяльны для заняткаў садоўніцтвам, звярнуў наш падарожнік увагу і на вялікую разнастайнасць рыбнага багацця ў Дняпры, высокую урадлівасць мясцовых глебаў, ды прарочыў выдатныя перспектывы для развіцця гарадской і губернскай эканомікі ў будучым:
«Климат здесь прекрасный, здоровый и приятный. …Все деревья растут здесь великолепно, сочно и при том долговечны. Жители любят садоводство. Плоды чрезвычайно вкусны и произрастают в изобилии. В Днепре много рыбы. Здесь ловятся осетры, а иногда и стерляди. Особенно вкусная рыба вырезуб (по-здешнему верозуб), которая водится только в системе вод, впадающих в Черное море. Рыба эта имеет клыки, похожие на человеческие зубы. Почва, как я уже выше сказал, чрезвычайно плодородная в большей части губернии. Днепр споспешествует торговле. Могилевская губерния может быть одною из богатейших, а Могилев одним из приятнейших городов в России» [1, с.215].
Адзначыў Ф. Булгарын высокую якасць мясцовай рамеснай вытворчасці і развітую структуру гарадскога гандлю:
«Здешние мещане искусно выделывают кожи, которые развозятся далеко по ярморкам. Могилевская юфть, подошвы и опойки славятся прочностью. О торговле должно то же сказать, что было говорено выше о Витебске. Лавки наполнены произведениями московских фабрик» [1, с.215].
Вельмі цікавыя назіранні зроблены аб канфесійных узаемадачыненнях у горадзе. Ф. Булгарын адзначае высокі аўтарытэт праваслаўнага архіепіскапа, ды адзначае, што пад час вялікіх праваслаўных святаў не толькі праваслаўная, але і каталіцкая эліта горада наведвала службы ў
Спаскім саборы, канстатуючы, такім чынам, адсутнасць ксенафобіі сярод мясцовага поліканфесійнага дваранства:
«Особенно поразили меня чрезвычайное уважение и преданность всех сословий, и даже католиков, к здешнему архипастырю. Во время архиерейского служения и в праздники высшее дворянство, русские и католики, спешат в русскую церковь и потом, с изъявлением уважения, в дом к преосвященному, единственно из любви к нему» [1, с.216].
Вельмі шмат увагі надае ў сваім апісанні горада Ф. Булгарын таксама і навучальным установам. Асабліва дэтальна і падрабязна ён характарызуе жаночы пансіён пані Савіч, які існаваў на той момант у сядзібе Піпенберг, ды адзначае высокую якасць адукацыі і адносна танны яе кошт для мясцовых маладых дваранак:
«Вместе с любимым и уважаемым начальником губернии ездил я в Пипенберг посмотреть одно из занимательнейших заведений, а именно женский пансион, содержимый г-жею Савич. Пипенберг, дача на берегу Днепра, находится в пяти верстах за городом, в самом очаровательном положении; построена была бывшим здешним генерал-губернатором Пассеком, а после принадлежала известному здесь Янчину (сыну знаменитого откупщика потемкинских времен), который подарил дачу главной квартире русской армии. Государь император позволил г-же Савич поместить здесь ее пансион, заслуживающий внимания и даже удивления во всех отношениях. Г-жа Савич, видя совершенный недостаток средств для образования девиц небогатых родителей, из чистого патриотизма завели пансион, в котором девицы за триста рублей ассигнациями в год обучаются всему тому, чему обучают в других местах за несколько тысяч рублей, и содержатся с необыкновенным попечением. Дети обучаются танцам, языкам французскому, немецкому, русскому, истории, географии, арифметике, рисованию, женским рукоделиям.
Комнаты чистые, сад обширный, стол здоровый и вкусный. Для присмотра есть гувернантки. Но сама почтенная г-жа Савич, как нежная мать, неутомима в надзоре и преподавании наук. К чести учителей здешней гимназии должно сказать, что многие из них обязались безденежно преподавать уроки в пансионе, который пользуется всеобщею доверенностью, и, очевидно, единственно для общей пользы» [1, с.217].
Ф. Булгарын з задавальненнем адзначаў высокую якасць выкладання і ўзровень ведаў мясцовых настаўнікаў мужчынскай гімназіі:
«Я нашел молодых людей ученых и образованных, которые могли бы везде занять профессорские кафедры. С удовольствием вспоминаю о преподавателях русской и латинской литературы» [1, с. 218].
Як само сабой зразумелую рэч адзначае наш падарожнік і вялікую колькасць змешаных шлюбаў у дваранскім асяроддзі Магілёва, а гэта, яшчэ раз паўторымся, дазваляе казаць аб адсутнасці канфесійнай напружанасці паміж прадстаўнікамі двух галоўных хрысціянскіх канфесій:
«Прожив недели две самым приятнейшим образом в кругу добрых, умных и образованных людей и милых, умных русских дам в замужестве за поляками и в кругу любезных, веселых полек, я выехал из Могилева» [1, с.218].
Падсумуем. Такім чынам, Магілёў, у тэксце Ф. Булгарына, выступае ідэальным горадам, якому няма роўных сярод астатніх гарадоў Усходняй Беларусі. Ён мае выдатнае добраўпарадкаванне, развітую структуру эканомікі, яго жыхары маюць магчымасць атрымоўваць высокаякасную адукацыю, а паміж імі, і праваслаўнымі, і каталікамі, пануе міжканфесійны мір і згода.
Літаратура
1. Булгарын Ф. Выбранае. — Мінск : «Беларускі кнігазбор», 2003.

А. В. Марзалюк
г. Магілёў, УК «Музей гісторыі Магілёва»

Источник

Похожие статьи
Церковно — приходские школы в Могилевской губернии

 Отмена крепостного права в Российской империи поставило на повестку дня вопрос об усилении влияния церкви Read more

Известные уроженцы Могилевщины. Павел Васильевич Маслеников

  Павел Васильевич Маслеников – один из признанных мастеров пейзажной живописи и театрально-декорационного искусства Беларуси Read more

Букеты в Могилеве

цветов и букетов в Могилеве.

Известные уроженцы Могилевщины. Жмуровский Дмитрий Петрович

 Герой Советского Союза, доктор исторических наук, профессор Жмуровский Дмитрий Петрович, прожил долгую, полную разнообразных событий Read more

Известные уроженцы Могилевщины. Жмуровский Дмитрий Петрович

 Герой Советского Союза, доктор исторических наук, профессор Жмуровский Дмитрий Петрович, прожил долгую, полную разнообразных событий Read more

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *