Монетизация культуры, низкие доходы от туризма и рост выпуска чёрной икры

1. Наше Министерство культуры сейчас многие ругают за то, что фильмы, которые оно поддерживает, в большинстве своём не окупаются в прокате. Но давайте зададим себе вопрос: а с какой стати, собственно, они должны окупаться? Даже на самые хорошие фильмы средний зритель вряд ли пойдёт, а скорее посмотрит в интернете или дождётся премьеры на ТВ. Мало кто из критиков понимает, что кинопрокат – это давным-давно уже не та область, где зарабатываются самые большие деньги.

Любопытную статистику по мировому рынку культурного контента приводит Игорь Гарин:

https://t.me/igorgarin/131

…конкуренция за внимание с каждым годом усиливается. Нагляднее свидетельство — нежелание людей платить за контент. В эпоху Netflix это звучит контринтутивно, пока не посмотришь на картину в целом:

ТВ и видео через интернет (от Netflix до YouTube): $350 млрд
Игры: $150 млрд
Книги: $120 млрд
Кинопрокат: $40 млрд
Музыка: $19 млрд

Заметно, что на долгой дистанции любой контент дешевеет вплоть до превращения в бесплатное коммодити:

— СМИ при переходе из печатной формы в интернет сильно потеряли в доходах и продолжают терять до сих пор. Многие журналисты уходят в другие отрасли или создают свои миниатюрные медиа в социальных сетях.

— В играх получила распространение модель free-2-play, когда сама игра бесплатна, а деньги берут за внутриигровые товары или дополнительные услуги. Деньги платит небольшой процент игроков.

— Независимые музыкальные сервисы хронически убыточны. Spotify был основан в 2006 году, а о первой прибыли отчитался в 2019-м. SoundCloud остается убыточным.

— Некоторые видеосервисы (Hulu) сознательно подталкивают пользователей переходить на более дешёвые тарифы — так они зарабатывают больше, чем на дорогих тарифах без рекламы.

Действительно, музыкальные записи первыми вышли на рынок – ещё в 80-х годах XIX века. Теперь, однако, они занимают последнее место по продажам. Затем, в 90-х годах появился кинопрокат — ныне он второй с конца. Первые компьютерные игры были созданы в 1940-х, а широкую популярность обрели в 1970-х — теперь они на втором месте по доле рынка. Ну а современный видеоконтент — с большим отрывом на первом месте.

Хотя, разумеется, сериалы всё же появились чуть раньше игр, так что интересно было бы увидеть более подробную статистику по ТВ- и интернет-контенту. Входит ли сюда порнография, ежегодный рынок которой составляет, по некоторым оценкам, порядка $100 миллиардов?.

Приятным исключением из общего правила выступают книги — несмотря на их древность, люди по-прежнему готовы за них сравнительно много платить, что говорит о востребованности формата, где нужно включать воображение и осмысливать содержание (человечество, как видно, глупеет не так уж быстро). Правда, это всё больше электронные и аудиокниги.

Редко у кого вызывает возражение тот факт, что Минкультуры занимается поддержкой театров, балетных и музыкальных школ, а также изданием печатных книг – всех этих древних и по большей части хронически убыточных форматов. Однако, судя по приведённой статистике, кинопрокат находится на грани попадания в эту же категорию контента.

Получается, что если мы хотим, чтобы наш Минкульт не тратил впустую народные деньги, а, наоборот, зарабатывал их, то ему стоило бы финансировать вовсе не кино, а игры, интернет-видео и немного электронные книги. Самый идеальный вариант, с денежной точки зрения – вкладываться в порнографию.

Пожалуй, нынешнюю ситуацию с отечественным кино следует воспринимать спокойно, хотя и без особого энтузиазма. Да, оно убыточно. Да, иногда складывается впечатление, что режиссёры даже не стараются. Пытаться улучшать качество фильмов и зарабатывать больше денег, безусловно, необходимо, и я об этом уже много раз писал. Но стоит иногда напоминать себе, что мы почему-то не ожидаем прибыльности ни от провинциальных театров, ни от пыльных музеев.

2. Гораздо более серьёзная проблема – это низкие доходы нашей страны от иностранного туризма. На душу населения выходит примерно на порядок меньше, чем в большинстве стран ЕС, хотя и чуть побольше, чем у некоторых наших ближайших соседей:

https://zen.yandex.ru/media/show_me_world/dohody-ot-turizma-na-dushu-naseleniia-5dc98c3e5563ed655c3577bb

В России ежегодно туристы оставляют примерно $12 млрд., в Германии $43 млрд., в Великобритании $52 млрд.

Согласно карте по ссылке, на каждого жителя страны получается 518 долларов в Германии, 768 долларов в Великобритании и всего лишь 81 доллар в России (соответственно, в рублях это будет 33200, 49300 и 5200).

Почему в России так плохо с иностранным туризмом? Дело здесь вовсе не в климате: Финляндия зарабатывает в пересчёте на душу населения в 8 раз больше нашего, а Швеция – в целых 18 раз!

У нас нет специального министерства туризма, которые имеются во многих странах-лидерах этой отрасли, а в Федеральном агентстве по туризму, согласно Википедии, работает всего лишь 67 человек:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Федеральное_агентство_по_туризму

Тем не менее, количество иностранных туристов в последние несколько лет растёт, но о том, чтобы увеличить их число в 10 раз или научиться зарабатывать на них в 10 раз больше, пока речи даже близко не идёт.

Как вы считаете, что в первую очередь следует предпринять для развития въездного туризма на федеральном уровне?

3. Кое-что ради привлечения иностранцев уже делается – для них станут доступнее те продукты, которые считаются главными русскими брендами. В том числе, речь идёт об икре:

https://lenta.ru/news/2019/11/30/moreblackcaviar/

Производство черной икры в России за девять месяцев 2019 увеличилось на 23,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом на своем сайте сообщает Росрыболовство со ссылкой на данные Росстата.

Всего было выпущено 32,7 тонны икры осетровых рыб. При этом производство красной икры сократилось на 4,4 процента и составило 19,3 тысячи тонн. Как сообщает «Коммерсантъ», рост производства черной икры в Росрыболовстве связали с увеличением числа аквакультурных хозяйств и тем, что в 2015-2016 годах они начали активно строить садки для осетровых рыб.

Радует, что инвесторы в сельское хозяйство наконец-то услышали призывы развивать аквакультуру (то есть искусственно выращивать рыбу и прочую водную живность на специальных участках водоёмов):

https://olegmakarenko.ru/1680428.html

То отставание, которое сложилось в этой области в советские и постсоветские годы, крайне обидно, ведь в России невероятно много рек и озёр и отличные условия для рыбоводства. И если не икрой, то хотя бы полезной для здоровья рыбой необходимо кормить не столько иностранцев, сколько самих россиян.

Читать дальше: Монетизация культуры, низкие доходы от туризма и рост выпуска чёрной икры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *